Экофилософия

Экофилософия проводит параллели между предметом изучения философии и экологии. Так в 1866 году немецкий натуралист Эрнест Гегель в книге «Всеобщая морфология организмов» дал следующее определение: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования. В процессе развития определения экология, также как и определения философии претерпевала изменения, исходя из исторического контекста, и в настоящий момент можно дать такое определение экологии: «Наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой». В данном определении прослеживается сходство между философской проблематикой взаимодействия человек – мир, и экологической проблематикой взаимодействия живых существ между собой и окружающей средой. В свою очередь, экофилософия включает в себя, как философскую проблематику, так и  экологическую проблематику в виде выявления аспектов или явлений взаимодействия сложных систем. Экологическая философия исходит из биосоциальной природы самого человека, все компоненты которой не противостоят и не противодействуют друг другу, а взаимодействуют между собой. Исходя из этого подхода, становится все менее выражена вульгарная интерпретация природного, животного, естественного, как чего-то низменного, негативного и всё больше приходит понимание необходимости взаимодействия этих двух систем. В результате экофилософия направлена на выявление общих закономерностей взаимодействия живых организмов, в том числе и человека, между собой, изучение формирования  сложных социально-природных систем, их развития и функционирования. Тем самым экофилософия приобретает достаточно чёткое направление на преодоление сформировавшегося и продолжающегося кризиса во взаимодействии общества и природы по средствам коэволюционного подхода, то есть совместной эволюции природы и человеческого общества. Формирование новой мировоззренческой концепции и новой парадигмы будущего развития человечества. Необходимо отметить прикладное значение формирования нового экологического мировоззрения, так как мировоззрение – это то, на основании чего человек строит свои поступки, формирует свой образ жизни и в этом аспекте мировоззрение также несет прикладной  характер. Для общества в целом такой прикладной характер экофилософии будет формироваться через экофилософскую парадигму. Выявление общих экологических проблем находится в плоскости политики, образования, экономики, культуры и соотношений их с фундаментальными законами развития природы. Задавая общий, парадигмальный, целостный характер развития общества экофилософия не предлагает затормозить развитие общества, а скоординировать его с фундаментальными законами развития природы.