Философия. ИФКСиЗ

Целью освоения дисциплины «Философия» является формирование у обучающихся компетенций, позволяющих системно и критически мыслить, обсуждать и  решать проблемы межкультурного взаимодействия с философско-этических позиций. 

Дисциплина Б1.О.01.02 «Философия», относится к модулю Б1.О.01 «Социально-гуманитарный модуль» обязательной части Блока 1. «Дисциплины (модули)» Основной образовательной программы по направлению подготовки – 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»  и изучается в 4 семестре 2 курса.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Обществознание» и «История» на предыдущем уровне образования.

Дисциплина Б1.О.01.02 «Философия» имеет содержательную связь с ранее изучаемой (1 и 2 семестр 1 курса) дисциплиной Б1.О.01«История (всеобщая история, история России)» модуля Б1.О.01 «Социально-гуманитарный модуль» обязательной части Блока 1. «Дисциплины (модули)», а также – с ранее и параллельно изучаемой (2 семестр 1 курса и 3 и 4 семестры 2 курса) дисциплиной Б1.О.04.01 «Психология» и  ранее, параллельно и позже изучаемой (3 и 4 семестры 2 курса и 5 семестр 3 курса) дисциплиной Б1.О.04.02 «Педагогика» модуля Б1.О.04 «Психолого-педагогический модуль» обязательной части блока Блока 1. «Дисциплины (модули)» Основной образовательной программы по направлению подготовки – 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

УК-1 категории (группы) универсальных компетенций «Системное и критическое мышление»: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

- УК-5 категории (группы) универсальных компетенций «Межкультурное взаимодействие»: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Индикаторы достижения универсальной компетенции:

- УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

- УК-1.1. Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления и готовность к нему.

- УК-1.2. Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.

- УК-1.4. Анализирует ранее сложившиеся в науке оценки информации.

 - УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

- УК-5.2. Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

- УК-5.5. Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.

 

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

 

Категория универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции

Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции

 

Планируемые результаты обучения:

знания, умения, владения

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

УК-1.1. Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления и готовность к нему.

Знать:

- сущность, основные принципы, особенности системного и критического мышления и его роль в профессиональном становлении личности.

- основные формы, законы и процедуры логики и их роль в критическом мышлении.

 Уметь:

- применять основные принципы системного и критического мышления в процессе философского осмысления жизни общества и человека, а также  профессиональной деятельности.

- формулировать вопросы, суждения; рассуждать в соответствии с основными законами логики;  анализировать, обобщать и делать выводы; - логически грамотно работать с понятиями;

- анализировать и интерпретировать объекты и явления социально-гуманитарной реальности с учетом ранее сложившихся в науке ее оценок.

 Владеть:

- навыками постановки, анализа и аргументированного обсуждения философских проблем и их роли в профессиональной деятельности.

- навыками и приемами критического анализа сложившихся в истории философии концепций и подходов.

УК-1.2. Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.

УК-1.4. Анализирует ранее сложившиеся в науке оценки информации.

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

УК-5.2. Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

Знать:

- основные философские идеи и категории в их историческом развитии и социально-культурном контексте;

– проблематику основных разделов философского знания: онтологии, теории познания, социальной философии, философской антропологии, этики.

- основные ценностные ориентиры современности, основные мировоззренческие вопросы и проблемы, связанные с бытием личности и общества.

 Уметь:

- анализировать и  интерпретировать социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание основных философских и этических учений.

- находить пути решения проблем мировоззренческого, личностного и социального характера.

 Владеть:

- навыками применения философских понятийного аппарата и методов для  анализа основных социально-культурных различий социальных групп

- навыками осуществления сознательного выбора и обоснования ценностных ориентиров, аргументированного рассуждения о мировоззренческих проблемах и поиска ответов на вопросы личностного и общественного характера.

УК-5.5. Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет З.Е. (108 ак. ч.).

Промежуточная аттестация осуществляется в виде экзамена в конце 4-го семестра.